Телефон горячей линии:
(99871) 200-12-12

Колесные диски на автомобиль

Дата обновления: Пятница, 7 Август 2015

            Автомобильные диски являются составной частью колеса и крепятся к ступице с помощью болтов или шпилек. В плоскости диска помимо центрального отверстия для ступицы и крепежных отверстий имеются отверстия, с помощью которых уменьшается масса диска, создается вентиляция тормозного механизма. Помимо этого данные отверстия носят декоративный характер, создавая разнообразные дизайны дисков. В литых и кованых дисках данные отверстия могут иметь значительную величину, а промежутки между ними называются спицами.
            Диски в зависимости от материала и способа изготовления делятся на стальные штампованные и на легкосплавные. К последним относятся кованые, литые диски и комбинированные (разновидность колесных дисков, которые изготавливаются путем крепления кованого обода к литому диску с помощью болтов).
 

Все диски на авто имеют определенный набор характеристик: 

  • ширина обода, измеряется в дюймах и обозначается числом рядом с буквой J.
  • R – диаметр диска, измеряется в дюймах.
  • PCD (Pitch Circle Diameter) или «разболтовка колесных дисков» - диаметр расположения отверстий крепления и количество этих отверстий. При необходимости PCD можно рассчитать. У дисков с пятью отверстиями получившееся расстояние (см. рисунок) нужно умножить на коэффициент 1.051. У дисков с четырьмя отверстиями значение PCD равно расстоянию между центрами дальних отверстий.
  • ET или DEPORT или OFFSET - вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью диска (плоскость, которой диск соприкасается со ступицей при монтаже колеса) и серединой ширины диска, измеряется в мм. Вылет может быть нулевым (если привалочная плоскость диска совпадает с серединой ширины диска), положительным, если ступица диска выпячена наружу относительно середины обода, и отрицательным, ступица утоплена.
  • DIA или d - диаметр центрального отверстия диска, которое измеряется со стороны привалочной плоскости, измеряется в мм. Многие производители литых дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
  • Цвет – как правило, маркирован по первой букве названия цвета на английском. Например, S (silver) – серебряный.
  • hump — это выступы небольшого размера на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.

Что еще стоит знать о колесных дисках?
            Использование слишком широких или слишком узких дисков относительно ширины профиля шины нежелательно: нарушается проектный профиль шины, из-за этого снижаются ездовые характеристики автомобиля - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0.5-1.0 дюйма для колёсных дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1.0-1.5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более.

            При использовании дисков с PCD меньше положенного из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью, остальные отверстия «уведет», и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить». Кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

            Центральное отверстие может быть больше положенного. В этом случае к диску, как правило, идет набор переходных колец (супинаторов), что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD. Лучше не ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом. При уменьшении вылета резко перегружаются подшипники ступиц и подвеска. А при увеличении вылета диск упрется в суппорт тормозной системы или в колесную арку (локер при его наличии). Обратите внимание на типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. При замене стального штампованного диска на легкосплавный придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, так как легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия под затяжку на сферу, а ранее штатные болты затягивались на конус. В этом случае придется использовать болты или гайки под конус.

Разница: обод - колесо

Колесный диск состоит из двух частей:
Обод и диск.

Обод
На него устанавливается шина. Он имеет форму кольца.

Диск
Позволяет монтировать колесо на ступице (на машине).

 

 Центральное отверстие может быть больше положенного. В этом случае к диску, как правило, идет набор переходных колец (супинаторов), что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD. Лучше не ставить на автомобиль колеса с нештатным вылетом. При уменьшении вылета резко перегружаются подшипники ступиц и подвеска. А при увеличении вылета диск упрется в суппорт тормозной системы или в колесную арку (локер при его наличии). Обратите внимание на типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. При замене стального штампованного диска на легкосплавный придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, так как легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия под затяжку на сферу, а ранее штатные болты затягивались на конус. В этом случае придется использовать болты или гайки под конус.

 

Размеры колесных дисков.

1 Ширина обода (в дюймах по стандарту или в мм)

2 Ручей

3 Монтажный («посадочный») диаметр

4 Диаметр центрального отверстия
под ступицу (DIA)

5 Диаметр окружности расположения крепежных
отверстий (PCD)

6 Плоскость крепления

7 Вылет (ЕТ): расстояние между плоскостью
симметрии обода и плоскостью крепления колеса

8 Закраина обода

9 Ось симметрии

10 Малая посадочная полка

11 Большая посадочная полка.

 

 

Пример маркировки:

5.5Jx15H2 ET30 PCD 5/108

5.5 - ширина обода в дюймах (3.5, 4.0, 4.5, 5.0, 5.5, 6.0 и т.д.)

J - код конструктивных особенностей закраин обода (углы наклона, радиус закругления и т.п.). Могут быть JJ, JK, K, L,

x - обозначение неразъемного обода, "— " - разъемный обод

15 - монтажный диаметр обода в дюймах (10,12,1314,15 и т.д.)

H2 - форма хампа. Хамп - специальный выступ на монтажной полке, предназначенный для предотвращения соскальзывания бортов шины в ручей диска.Могут быть: Н (hump) - простой, Н2 - двойной, FH (flat hump) - плоский, АН (asymmetric hump) - ассиметричный, СН (combi hump) - комбинированный, SL (special ledge) - специальная полка, хампа нет.

ЕТ30 - вылет колеса в мм. Возможные обозначения ЕТ (нем.), OFFSET (англ.), DEPORT (фран). При отрицательном вылете перед значением ставится знак "минус"

PCD 5/108 - (Pitch Circle Diameter) - диаметр расположения и количество отверстий крепления. Количество таких отверстий может быть от 3-х до 6-ти.